В Сибири разработан тренинг, «открывающий» человека миру

By | 01.09.2016

Thumbnail (4)

У всех молодых людей есть определенный потенциал, состоящий из интеллектуальных и личностных характеристик. Проблема в том, что не многие могут его реализовать. Наша задача была – найти то самое опосредующее звено для перехода возможности в действительность, мы назвали его мотивационной готовностью к самореализации. Главными ее параметрами стали открытость человека миру и интенциональность (от лат. intentio – стремление – устремленность сознания к миру, прим. ред.)», – считает  аспирантка факультета психологии Томского государственного университета (ТГУ) Ольга Чучалова, автор тренинга. Он стал одним из практических результатов ее кандидатской диссертации – «Мотивационная готовность к самореализации интеллектуальных способностей».

В исследовании приняли участие 954 человека – студенты и школьники из классов профильного обучения. Психолог провела ряд тестов для измерения их интеллектуальных и личностных показателей. Проанализировав все результаты, исследователь выявила пять уровней синхроничностей – показателей мотивационной готовности к самореализации, где по-разному сочетаются интеллектуальные и личностные компоненты.

Наиболее гармоничной стала позитивная синхроничность, ею обладали лишь 1,1% респондентов. Больше всего опрошенных обладают частичной синхроничностью – то есть у них различный уровень выраженности интеллектуальных способностей и показателей открытости (от нижесреднего до вышесреднего).

– Для приближения к гармонии, когда человек максимально может реализовать свой потенциал, нужно приблизить его к позитивной синхроничности, – говорит исследователь. – Мы не можем повысить уровень интеллектуальных способностей студентов и школьников в тренинге, однако способны работать с уровнем открытости миру. В связи с этим и была разработана и апробирована программа, направленная на повышение качества и уровня открытости в мир.

Тренинговая программа разработана по модульному принципу – «Реалистичный уровень притязаний», «Формирование интернального локус-контроля» и «Мотивация». Каждый модуль представляет собой автономную, законченную, целостную систему средств и приемов актуализации ресурсов студенческой молодежи, что позволяет использовать как в отдельности, так и в совокупности с другими модулями.

Результаты апробации программы доказывают ее эффективность (минимизация имеющихся дефицитов, повышение уровня открытости человека в мир) и гибкость с возможностью встраивания практически в любую основную образовательную программу студентов вуза вне зависимости от курса и направления подготовки.

Психологи ТГУ рассматривают человека как открытую, многоуровневую самоорганизующуюся функциональную систему, которая активно взаимодействует с окружающей средой.