Социологи: россияне в основном воспринимают соцсеть, как пространство досуга

By | 25.08.2016

Thumbnail (8)

Россияне  демонстрируют в соцсетях «групповые» ценности и ориентацию на досуговое поведение и развлечения. При этом мужчины больше ориентированы на сетевые игры и прочий досуговый контент. К такому выводу пришли учёные из лаборатории социального компьютинга МПГУ, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале ВЦИОМ «Мониторинг общественного мнения», 2016 № 1(Е.В.Бродовская и др.).

Социологи провели опрос 2030 респондентов и затем визуализировали полученные данные с помощью метода многомерного шкалирования.  В результате оказалось, что 70% россиян используют соцсети для отправки сообщений, чтения новостей, дистанционного общения. На взгляд ученых, это отражает доминанту групповых ценностей. В то время, как на Западе, доминирует поиск возможностей обучения в сети, новых профессиональных знакомств, акций и скидок на товары – то есть, ценности прагматизма (индивидуализма).

Кроме того, устанавливается практика, когда новость вначале появляется в интернете, соцсетях, а затем уже – в традиционных СМИ. Зачастую пользователи социальных медиа ориентированы на чтение новостей, которые отбирает референтное сетевое сообщество, то есть «внутригрупповые» новости.

Для россиян важны возможности завязать знакомства в сети, послушать музыку и посмотреть видео, разместить личные фотографии (55-60%). Соцсеть воспринимается как пространство досуговой деятельности, россияне не готовы рассматривать её  как  инструмент  финансовой,  политической,  профессиональной  активности.

Электронные социальные сети (социальные медиа) сегодня приобретают черты глобального координационного центра общественных связей и отношений. По данным Мирового Интернет Проекта , в 2014 году 58% россиян использовали социальные медиа, 30,2% ежедневно размещали свой контент (фотографии или комментарии) в них, 34,4% загружали из них аудио- и видеоконтент.

Учёные замечают, что социальные медиа влияют на государственную власть, и в последнее время это влияние растёт. Кроме того, в России, как и во всем мире, наблюдается активное использование электронных сетей политическими партиями и оппозицией,  нацеленной  на  формирование  протестных  установок  и  мобилизацию протестных действий. Коллектив авторов данной статьи разрабатывает методологию автоматического выявления маркеров общественного поведения и его прогнозирования по цифровым следам в социальных медиа. Исследователи сообщают, что вплотную подходят к возможности предсказания «оранжевых революций» за несколько месяцев до их разворачивания в виде протестной деятельности.