Нижегородские учёные создают нейропроцессор

By | 25.08.2016

Thumbnail (4)

Учёные из Научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) Нижегородского государственного университета (ННГУ) работают над созданием нейропроцессора – электронной модели участка человеческого мозга, сообщает ТАСС. Уже создан прототип связующего элемента клеток мозга – нейронов. Разработка выиграла грант Российского научного фонда.

«В настоящее время мы уже создали электронные мемристоры (резистор с памятью), которые являются аналогами синапсов – связующих элементов между клетками человеческого мозга нейронами. Они передают нервные импульсы и отвечают в мозге за обучение и память», – сказал заведующий лабораторией Научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) ННГУАлексей Михайлов. В перспективе это позволит создать электронную нейронную сеть аналогичную человеческой нервной системе.

По словам Михайлова, такие разработки стали возможными благодаря организации в университете биомедицинского кластера, его открытие в ННГУ намечено на конец года. «Там получают живые клетки от мышей, создают из них живые нейронные сети и изучают их активность. А мы должны продумать, как правильно соединить живые клетки и электронные, чтобы они начали правильно взаимодействовать», – пояснил учёный.

В перспективе это поможет учёным делать устройства, равные по эффективности человеческому мозгу: вычислительные системы, системы распознавания образов, автоматизированные системы управления для роботов. «Можно будет человеческий мозг создать на одном чипе. Если такой нейропоцессор вживить в робота, он сможет автономно ориентироваться и адаптироваться в окружающей среде, фактически, как человек, как его нервная система. К примеру, вы прикоснулись к горячему – рука дернулась, также поступит и робот», – уточнил собеседник.

«Эта разработка позволит, фактически, оживить роботов, робототехнику. Для медицины это важно в том плане, что такие нейпроцессоры улучшат возможности протезов, экзоскелетов, они сделают их более человекоподобными: человек подумал – и искусственная рука открыла дверь», – рассказала доктор биологических наук, профессор кафедры нейродинамики и нейробиологии ННГУ Ирина Мухина.