Новый символизм и концептуальный символизм в ИЗО

By | 18.06.2016

Russian_pocker_B_s (1)

Термином «новый символизм» мы обязаны такому выдающемуся мастеру современного концептуализма, как Виталий Комар (Vitaly Komar), который еще в 2009 году в Нью-Йорке сформулировал первоначальное определение этого течения в изобразительном искусстве. Естественно, что Виталий Комар, будучи прежде всего представителем «соцарта», увидел «граничащий с абсурдом синкретизм государственных символов». Однако, расширяя это представление, он неизбежно должен был выделить особую роль современной интерпретации древних исторических символов, которые когда-то объединяли изобразительное искусство, литературу, письменность.

Evgeny Gegouzin. Crucifixion. Acryl and foam on cartoon. 2005

Рассматривая концептуальный символизм, как явление современной художественной культуры, мы должны отчетливо понимать его противоречивую сущность. С одной стороны, использование определения «символизм» может порождать зачастую неверные ассоциации с символистическими течениями в искусстве, которые во все времена базировались на большем или меньшем использовании аллегории, как развернутого символа. Творчество художников всех времен, от Феофана Грека и Иеронима Босха до Михаила Врубеля и Марка Шагала является, в разной степени «иллюстративным символизмом», выраженным в красках и нравах эпохи и личности. С другой стороны, именно добавление термина «концептуальный», позволяет передать своеобразные особенности этого течения. Но, поскольку искусство чистого концептуализма по Дж Кошуту (Joseph Kosuth) является процессом, а не результатом, законченные объекты концептуального символизма будут  лишь в большей или меньшей степени концептуальны.

Evgeny Gegouzin. Four Seasons. Acril on canvas 2015

Критерием здесь может служить лишь уровень философского обобщения используемых знаков и символов, а дополнительными, хотя и немаловажными признаками будут и отсутствие элементов украшательств, как художественного приема, и необходимость вербального комментария для полноценного художественного восприятия. Являясь безусловным производным концептуализма, концептуальный символизм здесь находит свое выражение в законченном объекта, будь то картина, керамика, мебель.  Но своим существованиемв в мире искусства объект концептуального символизма обязан не своим физическим качествам, а неким трансцедентальным символам, передаваемым посредством этого физического объекта.

Evgeny Gegouzin. Russian pocker. Acryl on canvas. 2015

В этом плане, восприятие концептуального символизма в ИЗО является неординарной задачей, рассчитанной на подготовленного зрителя с достаточно развитыми ассоциативными связями и соответствующим словарным багажем. Этот факт нам лишний раз доказывают демонстрирующиеся здесь живаписные арт-объекты  художника Евгения Геузина (Evgeny Gegouzin).