Премьера «Риголетто» в Большом театре прошла без ожидаемого скандала

By | 17.03.2016

rigolletto_s

В Большом театре показали новую версию оперы  великого Верди «Риголетто». Поставил спектакль известный канадский режиссёр Роберт Карсен. Постановка была изначально предназначена для Новой сцены театра, задуманной как место для экспериментов и споров.

«Риголетто» в постановке Карсена стало копродукцией ГАБТ и нескольких оперных домов Европы. По задумке режиссёра действо было перенесено в цирк, поскольку, по сути, «Риголетто» — это история паяца. Либретто похоже не гротескную клоунаду, созданную по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». По сюжету, придворный шут, главный герой пьесы, мстит своему хозяину за поруганную честь дочери, а в ответ получает её труп в мешке.

Пути «Риголетто» от Карсена – трагедия, которая стала фарсом, обернувшимся трагедией. В этой постановке горба у главного героя нет, уродливой является его душа. Под одеждой паяца, отброшенной с отвращением после рабочего дня, скрывается безжалостный насмешник над чужими бедами, несчастный шут и очень любящий, но при этом деспотичный отец.

Цирк позволил Карсену провести сильные параллели: его Риголетто, как говорил когда-то шекспировский Макбет, — это повесть, рассказанная глупцом, где много шума и страстей, но нет никакого смысла. Именно в цирке удаётся воспарить в небеса, что дважды за постановку делает душа Джильды: когда поёт о своей любви к герцогу, летая на качелях, и когда умирает на руках рыдающего отца, кружась и замертво повисая под колосниками.

Ещё одна особенность спектакля – использование обнажённой натуры. В одной из сцен альфа-самца Герцога окружают девицы из миманса с обнажённой грудью, а в другой – сам Герцог раздевается догола, напевая песенку, повернувшись к залу спиной и сверкая голыми ягодицами. Впрочем, приём Карсена это не «обнажёнка ради обнажёнки», таким образом он подчёркивает цинизм Герцога.

Оркестр, управляет которым итальянский маэстро Эвелино Пидо, предельно корректен к певцам. И это главное его достоинство. Ведь в опере звучат и высокий баритон Димитриса Телякоса, и сильное сопрано Кристины Мхитарян, тенор Сергей Романовский и другие голоса. И все они в сопровождении оркестра звучат идеально.