Кошкин дом

By | 04.01.2016

md_poster (6)

Прославивший Анну Меликян фильм «Русалка» получился неидеальным, но интересным и оригинальным. Поэтому новую работу режиссера, картину»Звезда», с нетерпением ждали любители отечественного кино.

Впечатление от данной ленты у меня осталось неоднозначное: вроде бы сделана она очень толково, но что-то важное отсутствует напрочь. Однако обо всем по порядку.

У «Русалки» и у «Звезды» есть много общих достоинств, которые наверняка порадуют всех поклонников качественных фильмов. Самое главное – режиссеру в этих работах удалось точно отразить на экране цвет нашего непростого времени, и важность данного достижения переоценить трудно.

Сценарии обеих картин очень толковы; даже самые маловероятные сюжетные повороты обдуманны и обоснованы. Актерские работы по-настоящему прекрасны; все исполнители сумели создать яркие, достоверные, узнаваемые образы.

Все вышеперечисленные достоинства присущи обеим лентам Меликян, но в»Звезде», по сравнению с «Русалкой», заметны изменения к лучшему в режиссерском стиле. В предыдущей работе постановщик стремилась рассказывать историю не только с помощью сценария и актерской игры, но и используя визуальные возможности кинематографа, однако получилось это, на мой взгляд, не совсем удачно: некоторые эпизоды выглядят заплатами, позаимствованными во временное пользование у Феллини и Муратовой. В «Звезде» режиссер уже владеет средствами киноязыка гораздо более свободно; видеоряд создает у зрителей вполне определенное настроение, и ни один кадр не выглядит искусственно.

Увы, еще один недостаток «Русалки» – крайняя затянутость повествования – в полной неприкосновенности остался и в новом фильме Меликян. «Звезда»идет почти два с половиной часа, и это о-очень долго. По-моему, новая отечественная картина только выиграла бы, если бы ее сократили минут до девяноста.

Зато режиссеру удалось сохранить в своей новой работе одно из самых оригинальных достоинств прежней – умение пересказывать старые сказки на новый лад. В «Русалке» исходным материалом было одно из самых знаменитых произведений Ганса Кристиана Андерсена, а основой «Звезды»стала пьеса Самуила Маршака «Кошкин дом».

Современная Кошка – светская львица, и поначалу ее дела шли так же хорошо, как и у сказочной героини. Марго считалась официальной невестой невероятно успешного олигарха и жила в его шикарном доме. До полного счастья оставалась самая малость – нужно было лишь раскрутить бойфренда на предложение руки и сердца, а для этого требовалось как можно скорее забеременеть.

Но привычный мир разрушился в тот миг, когда молодая женщина узнала, что неизлечимо больна и никакие миллионы не спасут ее от смерти через пару-тройку месяцев. Эта новость резко изменила жизненные ценности Марго: все, что раньше казалось важным, стало совершенно несущественным.

Впрочем, быстро выяснилось, что значение некоторых элементов своего бытия Кошка явно недооценивала. За одну резкую фразу экс-бойфренд буквально вычеркнул молодую женщину из жизни – отнял одежду, драгоценности и машину, выгнал из дома, заблокировал кредитные карточки.

Поначалу Марго не сочла случившееся серьезной проблемой и обратилась за помощью к многочисленным друзьям, не сомневаясь, что они ее поддержат в любой ситуации. Однако, как и в сказке Маршака, сразу же обнаружилось, что все светские львы, орлы, олени и куропатки ценили лишь богатство и связи своей знакомой, а нищая и умирающая она оказалась никому не нужна.

Согласились приютить несчастную лишь котята. С сыном бывшего жениха Кошка во времена своего успеха вела постоянную позиционную войну, но именно этот резкий, колючий парнишка пожалел молодую женщину, выброшенную на обочину жизни, и попросил свою девушку – русалку из ночного клуба – приютить Кошку. Маша согласилась – хотя и не задаром, а за половину оплаты съемной квартиры. Но Марго обрадовалась и такой помощи.

Поначалу молодая женщина хотела лишь лечь на диван и как можно скорее умереть, но смерть медлила, а жить на что-то было надо. Поэтому Кошке пришлось взять на себя часть многочисленных работ Маши (как и любая приезжая, девушка билась в столице, как рыба об лед).

А потом – сначала неохотно, а затем все сильнее увлекаясь – Марго начала помогать своим новым друзьям, благо проблем у них хватало. Несостоявшийся пасынок прогуливал школу и подрабатывал на низкооплачиваемой должности в ночном клубе отца. Свое настоящее имя молодой человек от всех скрывал, а, общаясь с симпатичной девушкой, от великого ума притворялся суперграбителем. Умение бойфренда добывать деньги Машу очень радовало, так как она отчаянно искала средства на… пластические операции, намереваясь улучшить свои уши, грудь, губы, ноги – там еще длинный список. Понятно, что безмозглым котятам были жизненно необходимы советы человека более старшего и опытного…

Дальше случилось еще очень много событий и неожиданных происшествий, о которых я не стану рассказывать, чтобы не выдавать все тайны этой истории. Но ее смысл и мораль меня не на шутку озадачили.

Со старшим поколением все вроде бы понятно. Перед лицом близкой смерти Марго научилась отличать истинные ценности от мнимых – это не поздно сделать и за час до кончины. Ее экс-жених, потеряв по собственной глупости любимую, сумел осознать свои ошибки, сделать из них (о, чудо!) верные выводы и начал жить по принципу: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Поведение олигарха в ту минуту, когда его сын-школьник без предупреждения привел в родной дом молодую жену – по-моему, вообще прекрасный пример для подражания для всех родителей независимо от их социального статуса.

Смущает меня лишь то, что поначалу в отношениях Марго с бойфрендом начисто отсутствовали теплота и нежность, а во второй половине ленты эти два очень неоднозначных человека практически лишены возможности показать, что теперь воспринимают друг друга совсем иначе, чем прежде, – одного крохотного эпизода тут явно недостаточно. Совершенно непонятно, почему Меликян, имея в распоряжении два с половиной часа экранного времени и прекрасных актеров, не позволила Янушаускайте и Смолякову сыграть хоть пару-тройку ярких, эмоциональных сцен. По-моему, «Звезда»из-за этого много потеряла.

Увы, у молодых героев все гораздо хуже. И Маша, и ее бойфренд в финале фильма остаются такими же инфантильными и безответственными, как и в начале. Спору нет, юность – лучшее время для того, чтобы подурить и подурачиться, но все хорошо в меру.

Если сын олигарха в ближайшее время не вернется в школу, то рискует так и остаться безмозглым Митрофанушкой, способным лишь прожигать отцовские деньги.

Не слишком-то одухотворенные жизненные цели Маши более простительны ей, чем большинству девушек (по причинам, которые разъясняются в финале картины), но все равно не заслуживают ни одного доброго слова, поскольку абсолютно бессмысленны.

Стремления Маши и ее бойфренда не только совершенно бесперспективны, но и абсолютно эгоистичны. Если Марго и ее жених за время ленты прошли путь от тщеславного самолюбования до искреннего желания помочь другим, то младшие влюбленные и в финале думали только о себе и своих проблемах. Даже решение сына олигарха привести в родной дом свою девушку выглядит не ответственным поступком взрослого человека, а еще одним праздником непослушания… А ведь именно молодым принадлежит будущее, и в «Звезде» оно выглядит очень мрачно – в первую очередь, из-за эгоизма юного поколения.

Отсутствие сколько-нибудь серьезного смысла – очень серьезный недостаток для любого произведения искусства, поэтому новая отечественная лента, начавшаяся как философская сказка, к финалу превращается в самую обычную слезовыжимательную мелодраму. Она очень качественна, спору нет, но за рамки обычной развлекательной продукции, по-моему, не выходит. Что ж, неглупый и профессиональный фильм – это всегда хорошо, причем независимо от жанра.

«Звезду» непременно должны посмотреть фанаты мелодрам и поклонники сыгравших в этой картине актеров. Остальным зрителям, в том числе любителям артхауса, перед походом в кинотеатр очень желательно понимать, что именно они увидят на экране.