Третьяковка планирует исследование второго «Черного квадрата» Малевича

By | 27.12.2015
Ученые планируют изучить второй «Черный квадрат» Казимира Малевича, написанный в 1929 году. Всего существуют четыре «Черных квадрата», на одном из которых с помощью рентгена под черной краской обнаружили две скрытые картины.
Брифинг, посвященный исследованию картины Черный супрематический квадрат

МЕХИКО, 5 дек — РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Государственная Третьяковская галерея планирует в ближайшее время начать глубокое исследование второго «Черного квадрата» Казимира Малевича после успешной работы над первой, «основной» картиной, сообщила в пятницу РИА Новости генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.

Всего существуют четыре «Черных квадрата», два из которых хранятся в Третьяковке, еще по одному — в Русском музее и Эрмитаже. Работу 1929 года, которую и планируется детально исследовать, Третьяковская галерея выставила на крупной выставке российских музеев в Мехико.

«Мы скоро начнем изучение второго «Черного квадрата» 1929 года, потом постараемся провести такие же исследования с супрематическими полотнами Малевича, созданными в 1915 году, из российских собраний (Русский музей и региональные музеи)», — рассказала Трегулова.

Журналисты на брифинге, посвященном исследованию картины Черный супрематический квадрат художника Казимира Малевича

Затем Третьяковка намерена обратиться к Стеделек-музею в Амстердаме, в котором хранится самое большое собрание работ Малевича за рубежом, с предложением провести исследование их картин. «Сроки пока не понятны, сначала мы будем работать с тем, что есть в России, но несколько вещей из музея Стеделек нам совершенно необходимы (для исследований)», — сказала Трегулова.Она напомнила, что недавно уже был проведен целый комплекс работ по исследованию «Черного квадрата» 1915 года. При помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, рентгенографического исследования, макросъемки, специального спектрального анализа было установлено, что на этом холсте под черной краской скрыты две картины. Первая — футуристическая композиция 1913-1914 годов, вторая — протосупрематическая композиция. И поверх этих картин Малевич положил лак на все полотно и написал «Черный квадрат», покрыв все поле специальной краской с бархатистым, матовым эффектом.

В декабре 1915 года на Марсовом поле в Петрограде открылась последняя знаменитая футуристическая выставка «0,10», на которой Малевич показал 40 супрематических полотен, в том числе «Черный квадрат». «Эта картина стала одним из главных прорывных моментов в истории мирового искусства XX века», — считает Трегулова.